Категория: Балет

Юноша и жизнь

Александр СМОЛЬЯКОВ

«Планета Красота», 2004 год

Андриан Фадеев родился в Петербурге, окончил Вагановское училище и стал премьером Мариинского театра. Биография укладывается в одну фразу, но за этой фразой стоят годы исступленного труда, сила воли, вера в себя. Изысканность «Драгоценностей» Баланчина, подчеркнутый драматизм «Бахчисарайского фонтана» Захарова, пронзительная искренность балета Пети «Юноша и смерть» — это и многое другое подвластно светловолосому юноше, который выглядит явно моложе своих лет. Ноймайер специально для него создал партию в балете «Звуки пустых страниц» на музыку Альфреда Шнитке. Новые работы следуют одна за другой, как и театральные премии, но что такое быть премьером Мариинского театра? На этот вопрос отвечает сам Андриан Фадеев и его жена балерина Александра Гронская

Корр.Зачем сегодня люди ходят на балет?

Андриан Фадеев.Как и всегда, за зрелищем. И это касается не только балета, но и оперы, и драматического театра. Есть, конечно, поклонники балетного искусства, боготворящие своих кумиров,посещающие каждый спектакль, и их присутствие в зрительном зале всегда очень ценно. Но основная часть публики ходит в театр, чтобы увидеть нечто захватывающее и увлекательное. Сегодня трудно кого-то удивить техникой – если танцовщик или балерина хорошо выучены, для них нет ничего невозможного – но зритель ждет, что его выведут за пределы обыденного мира. Это касается и сюжетных балетов, и тех, где присутствует только танец без всякой литературной основы.

Корр.Андриан, кто из балетмейстеров, с которыми вы работали, выражает сегодняшнее время?

А.Ф. Мне кажется, что все выражают, но каждый по-своему. И Ноймайер, и Пети… Даже танцуя в балетах Захарова или Лавровского можно найти в них нечто современное. Но время не стоит на месте, оно меняется, и хочется двигаться вперед, все время делать что-нибудь новое. Хотя сейчас уже я не готов к радикальным экспериментам с незнакомым  балетмейстером, сначала надо посмотреть какие-то работы. Из тех, с кем я работал последнее время, мне ближе всего, пожалуй, Ноймайер. Его «Звуки пустых страниц» мне очень нравятся, и я бы с удовольствием принял участие в его новой постановке.

Александра Гронская.В балетах Ноймайера есть драматизм, но есть и определенный философский пласт. Они редко кого оставляют равнодушным. Ноймайер ведь дружил с Шнитке, общался с ним до последних дней жизни и посвятил «Звуки пустых страниц» его памяти. Каждое движение глаз имеет подтекст. Правда, публика не всегда этот подтекст прочитывает.

А.Ф.В нашем театре этот балет шел редко, публика относится к нему сдержанно. С «Лебединым озером» не сравнить. И, все-таки, те, кто приезжает в Петербург из других стран, приезжают за «Лебединым озером». Ноймайера они могут и в каком-нибудь другом театре посмотреть. Он адресован рафинированной, искушенной публике.

Корр.С Ноймайером работалось легко?

А.Ф.Тяжело. Всегда тяжело работается. Требуется стопроцентная отдача. Вообще, процесс создания нового балета очень непростой: идут повторения, меняется рисунок. Но это невероятно интересно – общение с неординарной личностью. Кроме того, Джон обладает сильной энергетикой. Помню, как-то я прилетел в Америку утренним самолетом, а днем уже была репетиция, и Джон работал, не делая никаких скидок на мою усталость после трансатлантического перелета.

Корр.Как сегодня живет Мариинский театр?

А.Ф.Бурно. Спектакли, фестивали, разнообразный репертуар, бывает, что идет по два балета в день… Для артиста это оптимальная ситуация. Конечно, немного сложно сегодня танцевать Ноймайера, завтра Петипа, а послезавтра Форсайта, но это делает жизнь наполненной до краев. Ты все время востребован в самых разных своих проявлениях.

А.Г.Кроме того, в Мариинском театре существует неписаное правило, что каждому, кто хочет что-то сделать, нужно дать попробовать. Если ты чего-то стоишь, ты будешь танцевать. Можно найти время, когда свободны залы, и заниматься. Педагоги согласны работать по вечерам. Поэтому, если кто-то не состоялся творчески, это прежде всего результат собственной лени или каких-то объективных причин, например, болезни. Но никто никого не зажимает.

А.Ф.Конечно, мне хотелось бы чаще выходить на сцену, танцевать четыре-пять спектаклей в месяц. Это помогает постоянно быть в тонусе. Кроме того, значительная часть репертуара уже мною освоена, есть опыт и не требуется большого числа репетиций, чтобы вспомнить уже станцованную партию.

Корр. Насколько балет сегодня связан с тем, что происходит вокруг нас?

А.Ф.Мне кажется, никак не связан. Как «Спящую красавицу» связать с тем, что происходит в мире? Ну, разве что фею Карабос можно иначе станцевать…

А.Г.По-разному. Бывает, приходит новый балетмейстер, остро чувствующий мир, и его балеты словно сиюминутный отклик. А балеты XIXвека… Хотя «Жизель» всегда актуальна, потому что тема вечная. Иначе бы этот балет сейчас никто не танцевал. Кроме того, очень многое от исполнителей зависит. Если артист занят техническими проблемами, какую современность он может выразить?

Корр.Андриан, есть ли в вашем репертуаре партия, танцуя которую вы постоянно открываете в ней что-то новое?

А.Ф. Альберт в «Жизели». Его можно танцевать всю жизнь.

А.Г.Мне кажется, это от артиста зависит. Ищешь – откроешь.

А.Ф.Кроме того, многое зависит от партнерши: с Вишневой – один спектакль, с кем-то еще – совершенно другой. В балете очень важно личностное начало, впрочем, не только в балете – и вообще в театре, и в жизни.

Корр.Александра, легко ли быть женой Андриана Фадеева?

А.Г.Очень легко. У нас характеры похожи. Кому-то, может быть, было бы и трудно быть женой Андриана, а мне – легко.

Корр.Как складывалась ваша судьба в балете?

А.Г.Довольно драматично. Я танцевала характерные партии, но из-за определенных проблем со здоровьем была вынуждена перейти на мимические роли. Но это тоже очень интересно и дает простор для актерской игры. И могу сказать, что исполнить, к примеру, синьору Капулетти не каждый сможет.

Корр.То, что двум артистам в семье сложно, это миф?

А.Г.Двум людям в семье в принципе нелегко. Сталкиваются два характера, две личности. И тут не важно, космонавт ты или артист балета. Другой вопрос, хочешь ли ты эту семью сохранять или нет? Если хочешь – сохранишь.

А.Ф.Нужно контролировать себя в каких-то ситуациях и не цепляться к мелочам. Это, кстати, верно и для искусства.

Санкт-Петербург – Москва

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: